Медам и месье! Добро пожаловать во Францию времен Людовика XIII! Вас ждет незабываемый мир дворцовых и любовных интриг, где судьбы героев причудливо переплетаются друг с другом...

В нашей игре есть место как знатокам отыгрываемой эпохи, так и тем, кто знакомится с миром впервые. Добро пожаловать!
Время в игре:
1624 - 1642 г.
Реальное время
- 1637
Правление
кардинала Ришелье
Королевский Совет:
Сюжет
Правила
Объявления администрации
Нужные
Ваши вопросы

Le Grand Siecle: 18+. Жизнь французского дворянства

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



О балах и танцах

Сообщений 1 страница 4 из 4

1

Музыка и танец тесно связаны друг с другом и длится такая дружба на протяжении тысячелетий. Веками у народов складывались самые разные танцы, от народных до аристократических бальных. Во Франции во времена правления Людовика ХIV бальный танец приобрел особую популярность – король издает указ об организации Парижской Академии танца, ведь сам король постоянно выступал в придворных балетах и постоянно брал уроки танцев. С появлением бальных танцев появились и придворные музыканты, которые не только исполняли обработки народных мелодий, но и сами стали сочинять и записывать новые танцевальные мелодии.

Самым популярным танцем 17 века становится менуэт, который по праву считается «королем танцев» за его изящность движений, размеренность шага. Существовал «Менуэт короля», «Менуэт королевы», «Менуэт двора». Умение танцевать менуэт считалось неотъемлемой частью хорошего воспитания. Чуть позже менуэт стал исполняться и как инструментальная пьеса, войдя в состав таких сложных жанров музыки, как соната, симфония, опера. В изящном рисунке мелодии, словно в зеркале, отражается пластика танца – поклоны, грациозные жесты, плавные приседания. С Гавотом И.К.Баха (автор - сын Иоганна Себастьяна) выступила Вероника Бузынюк. Преподаватель скрипки Г.А.Лаптева исполнила Менуэт Л.Боккерини (концертмейстер О.В.Хохлова), сорвав бурные аплодисменты зала.

После менуэта на балах обычно исполнялся гавот, имеющий народное происхождение - гавотами в старину называли жителей некоторых южных областей Франции. Гавот – жизнерадостный и легкий танец, движения которого напоминали позу журавля, когда птица стоит, скрестив ноги. В качестве бального танца гавот просуществовал недолго, однако в музыке остался как одна из любимых инструментальных пьес. С прекрасным исполнением Гавота Ж.Б.Люлли выступил преподаватель духовых инструментов Б.П.Потаман, сыграв пьесу на кларнете. Порадовали зрителей дуэт преподавателей в составе Т.А.Макарова и О.В.Хохлова, исполнив Гавот А.Глазунова на рояле в четыре руки.

Существовала определенная последовательность танцев, которая записывалась в нотных тетрадках. Как правило, танцы объединялись в пары, включавшие быстрый и медленный танцы. Одна из таких пар состояла из умеренно медленной аллеманды и подвижной куранты. Появилась и другая пара: танец-шествие сарабанда и стремительная жига. Эти пары танцев объединяли в сюиты. Французское слово «сюита» напоминает русское «свита» - ряд, вереница. Сюита в музыке – это единое произведение, состоящее из нескольких частей, исполнявшихся в строгом порядке: Аллеманда, Куранта, Сарабанда и Жига. Каждый танец сюиты имеет свою историю, характер и свои музыкальные особенности. С театрализованной сценкой-беседой о танцах выступили учащиеся Ивашиненко Полина (роль Аллеманды), Горелова Полина (роль Куранты), Пряхина Соня (роль Сарабанды), Михайлова Настя (роль Жиги). Концертную программу продолжила ученица фортепиано Фокина Катя, исполнив Аллеманду из сюиты си-минор И.С.Баха. А творческий дуэт скрипки и фортепиано в составе Г.А.Лаптевой и О.В.Хохловой порадовал зрителей Сарабандой Дж.Мартини.

Всеобщую любовь в странах Европы снискал старинный итальянский танец сицилиана, движения которого отличались особым сочетанием мягкости и нежности. Исполняли сицилиану женщины. С конца 17 века название «сицилиана» применяется уже не к танцу, а к музыкальному произведению. Одна из самых известных - сицилиана из сонаты для флейты и клавира И.С.Баха. Она настолько популярна, что музыканты ее исполняют на различных инструментах. Гоглова Софья исполнила сицилиану И.С.Баха в переложении для домры и фортепиано (концертмейстер О.В.Хохлова).

В Парижской академии танца обучали многим танцам, среди которых был ригодон - веселый, живой, темпераментный танец. Ригодон любили вводить в оперы, балеты и танцевальные сюиты композиторы Ж.Б.Люлли, Ж.Ф.Рамо и другие композиторы блестящего «века Людовиков». Дуэт духовых инструментов в составе ученицы Калачевой Арины и преподавателя Б.П.Потамана исполнили Ригодон Ж.Ф.Рамо на кларнетах.

Существовал еще один народный танец тамбурин. Свое название танец приобрел благодаря небольшому барабану цилиндрической формы, в который бьет танцующий. Уже позже композиторы написали пьесы с одноименными названиями, повторяя в мелодиях характер и манеру исполнения этого старинного танца. Калиниченко Рита сыграла Тамбурин на рояле, а Галушкина Маша показала как интересно звучит Тамбурин, исполнив пьесу на флейте.

http://admkam.ru/?ELEMENT_ID=11427

0

2

Старинные танцы

   Начиная с первых шагов своего пути в мир искусства, каждый из вас на своем любимом музыкальном инструменте играет ТАНЦЫ. Но не каждый знает их историю, особенности и предназначение. Из истории музыки, романов и сказок мы узнаем о быте, музыке и танцах прошлых эпох. При дворах европейских королей и князей танцевали множество разных танцев. Это были и торжественные сарабанды и медленные фаванны, быстрые подпрыгивающие рольярды, а еще изящные и галантные менуэты.

   МЕНУЭТ – это старинный французский, крестьянский танец. В XVII веке король Людовик XIV открыл моду на этот танец, продержавшийся в музыке несколько столетий. Существовали менуэт Короля, менуэт Королевы и менуэт двора. Танцевальные движения были так замысловаты, что проходили не дни, а годы прежде чем аристократы решались танцевать менуэт на придворном балу. Умение танцевать считалось неотъемлемой частью хорошего воспитания дворянских детей. Во второй половине XVIII века менуэт в Европе становится не только танцевальной, но также инструментальной пьесой. Он входит в состав таких жанров музыки как соната, симфония и конечно звучит в операх. В.А.Моцарт, еще будучи ребенком, научился танцевать менуэт в Париже. Один из сборников его детских клавесинных пьес состоит в основном из менуэтов. В них сочинения 8-летнего мальчика проявилась поразительная наблюдательность, в интонации, изящном рисунке мелодии, словно в зеркале, отразилась пластика танца: поклоны, грациозные жесты и плавные приседания. Дань любви менуэту принесли композиторы и XIX, и XX веков (Бетховен, Шуберт, Чайковский, Дебюсси, Прокофьев).
 

   ПОЛОНЕЗ – торжественный танец-шествие в умеренном темпе, имеющий польское происхождение. Исполнялся, как правило, в начале балов, подчёркивая возвышенный характер праздника. В первой паре танцевал обычно хозяин дома или маршал бала, который указывал порядок фигур. В полонезе танцующие пары двигаются по установленным правилами – геометрическим фигурам. Музыкальный размер танца – 3/4. Как и все бальные танцы, попав в аристократические салоны, полонез стал более сдержанным, чопорным и блестящим. В полонезе, как ни в каком другом танце, появились свойственные польской шляхте надменность и вместе с тем галантность.
Став танцем знати, полонез в XVIII веке исполняется и в других европейских странах. Но особенно широко распространился он после того, как вошёл в моду во Франции. Поэтому танец и называется французским словом "Полонез" ("Польский").
В России полонез известен с петровских времён. В быту его называли "ходячий разговор", так как во время несложного танца можно было вести беседу.
   

   МАЗУРКА – этот танец впервые появился в Польше. Название его исходит от названия жителей Мазовии – мазуры, у которых и появился этот танец. Для него характерен трёхдольный размер, быстрый темп, частые резкие акценты, смещающиеся на вторую, а иногда и на третью долю такта.
В XVII веке мазурки вошли в цикл польских крестьянских танцев (сельские балы).
В XIX веке мазурка получила распространение как бальный танец и в других странах Европы. Удаль, блеск и грация отличают мазурку. С начала XIX века польские композиторы пишут мазурки для фортепиано, вводя их в оперы. Ф.Шопену – великому польскому композитору, принадлежит около 60 пьес с таким названием; некоторые из них представляют собой картины народной жизни, другие – тончайшие лирические или скорбно-трагические поэмы, овеянные любовью к Родине.
Фортепианные мазурки писали и русские композиторы М.И.Глинка, А.К.Лядов, А.Н.Скрябин, П.И.Чайковский, С.Прокофьев и другие.
 

   ПОЛЬКА – чешский танец (а не польский, как часто думают, судя по названию). Название этого танца происходит от основного движения "полька" (половина) - это полшага, то есть маленький шаг на полупальцах.
В Чехии, где полька является самым любимым народным танцем, бытует по сей день множество её вариантов.
Польку исполняли на семейных праздниках и на общественных балах, в различных слоях городского населения. В середине века полька по своей популярности могла соперничать только с вальсом. Однако из-за своей "простонародности" в светском обществе распространения не получила.
Полька – очень живой, весёлый танец, построенный на мелких подпрыгивающих движениях. Определённых фигур полька не имеет. Танцующие двигались парами по кругу по своему усмотрению.
Для польки характерны различные "окошечки", скрещенные руки. Свободные руки могли находиться как на талии, так и вдоль тела.
Во второй половине XIX века увлечение полькой прошло, но композиторы и до сего дня обращаются в своих сочинениях к жанру польки.
   

   О ВАЛЬСЕ сказано немало
   За три столетия подряд.
   На вечерах и карнавалах
   Не потускнел его наряд!
Этот народный немецкий танец стал популярен в Австрии, Германии, Чехии во второй половине XVIII века. Постепенно этот сдержанный народный танец превратился в городском быту в одно из любимых бальных развлечений – плавное поступательное кружение парами. Конечно, за свою долгую жизнь вальс не раз менял свой характер. И сегодня, когда настолько популярны современные танцы, ни школьный бал, ни семейное торжество, ни парадный дипломатический приём не обходятся без тура вальса.
В начале XIX века на смену легкому, изящному танцевальному вальсу, пришли концертные вальсы Брамса, Шопена, Глинки, Чайковского. Великий польский музыкант, композитор Фредерик Шопен написал 14 вальсов. Это поистине бесценные жемчужины шопеновского гения, отличающиеся изяществом, прозрачностью фактуры, гармоническим своеобразием. В эту, казалось бы, салонную сферу, Шопен внес очарование большого искусства.
Особенно популярен стал вальс в Австрии. И, несомненно, австрийский вальс неотделим от имени Иоганна Штрауса. Музыке известны два Штрауса – отец и сын. Оба Иоганны, оба композиторы. Но титула "короля вальса" был удостоен младший. Вальсы Штрауса темпераментны, полны увлекательной мелодии. Вся Европа сходила с ума от этих вальсов.
Россия познакомилась с вальсом в последней четверти XVIII века. Однако же спустя уже несколько лет император Павел особым полицейским предписанием положил запрет на "употребление пляски, вальсом именуемой". И все же, несмотря ни на какие запреты, русские композиторы и поэты не переставали обращаться к вальсу. Русский вальс отличался от европейского вальса незатейливой мелодией, мягкой, проникновенной поэзией. Постепенно он стал своеобразным символом юности и светлых мечтаний, весны и любви. В ритме вальса зазвучали и романсы-воспоминания, романсы-объяснения, романсы-размышления и, конечно же, романсы о самом вальсе.
   

   Каждый из юных пианистов, хотя бы раз за свое обучение в музыкальной школе, играл танцы из фортепианных сюит И.С.Баха. Им написано шесть "Французских" и шесть "Английских" сюит. В переводе с французского слово "сюита" означает "ряд", "последовательность". Во времена Баха сюита представляла собою музыкальное произведение, которое состояло из ряда самостоятельных пьес – танцев. Основу сюит составляли четыре танца: аллеманда, куранта, сарабанда и жига. Между сарабандой и жигой обычно вставлялись дополнительные танцевальные пьесы: менуэт, гавот, бурре и другие. Несмотря на самостоятельность каждой части, сюита воспринимается как единое музыкальное произведение. Объединяет все пьесы одна и та же тональность. Не меньшее значение имеет и расположение танцев. Умеренные и медленные по движению танцы сюиты чередуются с быстрыми. Такая закономерность также объединяет их в единое целое.

   АЛЛЕМАНДА – старинный хороводный танец немецкого происхождения. Характер ее плавный, спокойный, степенно величавый. Движение неторопливое, умеренное. Размер аллеманды – 4/4 с характерным затактом в одну восьмую или шестнадцатую – ритмическим отображением шага "с каблука на носок".
Аллеманда один из наиболее популярных инструментальных танцев эпохи Барокко, стандартная составляющая сюиты .
В целом танец напоминает перемещение фигурок в музыкальной шкатулке. Максимум изящества, легкости и воздушности. Кавалер задает направление изменения фигур. Дама следует подаче кавалера, но при этом она не может быть абсолютно пассивной – ее задача легко реагировать на изменения направления движения, сохраняя грацию фарфоровой статуэтки. Абсолютно исключаются резкость и "топорность" движений.


   КУРАНТА (франц. courante – бегущая, текущая) – старинный французский салонный танец трехдольного размера, распространенный в странах Европы с начала XVI века.
В старину он исполнялся парой танцоров. В классических барочных сюитах (Suites de Danses). Куранта обычно была вторым танцем, и следовала за аллемандой с аккомпанементом в 3/4. Изначально Куранта пришла из Италии во Францию через Катерину Медичи (1518-1589) и исполнялась с 16 века по 1800 год при французском дворе. В собрании Philidor – несколько Курант, исполненных при дворе Медичи. Мужчинам высокого ранга предполагалось хорошо танцевать ее, иначе их образование считалось неполным. После 1650 года Куранта стала придворным танцем, изначально будучи пантомимой, она являлась одним из самых старых фигурных танцев. Это было любимый танец Короля Людовика XIV (1638-1715), который он танцевал, как говорят, лучше, чем кто-нибудь еще. Движения Куранты были настолько важны, что это рассматривались как необходимость изучения их перед любым другим танцем.
   

   САРАБАНДА – это старинный трехдольный испанский танец в характере медленного торжественного шествия. Иногда сарабанды имели траурный характер и даже исполнялись при погребениях героев, знатных людей. Сарабанда (Sarabanda) впервые в истории был представлен при французском дворе Кардиналом Ришелье (1585-1642 ), который хотел понравиться Королеве Франции "Анне Австрийской" (1601-1666) в 1635 году и матери Луи XIV. Сарабанда (в значении шум) имела мавританское происхождение и происходила из Испании, где была известна с 12-ого столетия. Испанское название La Zarabandasounds происходило от персидского "Sar-Band" (Венок, головной убор), но не была связана с головными уборами вообще. Сарабанду назвали в честь Zarabanda (крючковатый музыкальный инструмент в виде флейты), которая была привезена в Португалию в 1586 году, и, наконец, во Францию в 1750 году. Хотя согласно легенде, считается, что танец получил свое название благодаря красивой испанской девочке, которая танцевала этот танец, напевая мелодию очень серьезного характера, и сопровождала свой танец только звуком кастаньет. Этот танец или вызывал симпатию, или глубокую ненависть. В частности, Филипп II Испанский издал запрещающий указ в 1583 году из-за того, что "музыка имела демонический звук". Наивысшими достижениями в этом жанре являются сарабанды из инструментальных сюит Генделя и Баха.
 

   ЖИГА – старинный народный танец кельтского происхождения, который до сих пор сохранился в Ирландии. На Британских островах появился еще в XV веке. Особенно широко он был распространен в Англии, Ирландии, Шотландии. Английская жига – матросский танец, несколько грубоватый и очень веселый. Название "жига" появилось благодаря тому, что танец исполнялся под аккомпанемент старинной скрипки, которую за выпуклую форму прозвали "жига" (окорок) или от старофранцузкого giguer ("танцевать"). В начале размер жиги был 4/4, позже стали появляться размером 6/8 с пунктированными восьмыми.
Изначально жигу танцевали ирландские крестьяне. Они обували деревянные туфли, и в качестве развлечения парни и девушки танцевали жигу. Особенностью раннего вида танца являлось то, что у танцоров двигались только ноги. Удары делались носками и пятками ступней ног, верхняя часть корпуса оставалась неподвижной.
Так же жигу считали танцем английских матросов. Во время плавания на корабле, когда матросы выходили на палубу размяться, они пристукивали и шаркали ногами об пол, отбивая при этом ритм. Среди моряков жига часто исполнялась в качестве сольного, очень быстрого танца комического характера. Зачастую, прямо на палубе, между матросами устраивались состязания на лучший "перепляс". В 17-18 веке жига (с названием по-французски – gigue) появилась в инструментальной сюите и являлась финалом после четырех основных танцев так называемой французской сюиты. Жиги часто сочиняли в форме полифонии, при этом во втором разделе была тема, которая представляла собой обращение темы первого раздела.
 

   ГАВОТ – (от франц. gavotte), старинный французский танец, первоначально народный, хороводный, двудольного размера, известен еще с XVI века. Музыкальный размер 4/4. В XVIII веке получает второе рождение, но приходит в бальные залы не с сельских праздников, а со сценических подмостков, аранжированный опытной, профессиональной рукой. Наряду с менуэтом стал излюбленным жеманным и манерным танцем. Он состоял из легких, маленьких шагов на полупальцах и очень изысканных реверансов. Все это сочеталось с изящными, но вычурными позами и мягкими движениями рук. Основное па гавота – "венгерский шаг" – состоит из двухкратного передвигания ноги в IV воздушную позицию, вперед или назад. Нога двигается, мягко и плавно разгибаясь, что требует специальной тренировки.
Благодаря сочетанию превосходной музыки с оригинальным танцевальным содержанием гавот по праву считается историческим танцем. Живопись, поэзия, скульптура, стремясь передать дух галантного XVIII века, часто обращались к изображению именно этого танца.
Гавот (Gavotte) (от провансальского слова gavoto – "житель области Овернь") – старинный французский танец XVI-XVIII века. Очень изящный. Судя по названию, приходится родственником Буре, поскольку происходит из той же провинции Овернь. Первоначально был частью бранля (тоже старинный французский хороводный танец). В XVII веке исполнялся небольшими группами, считался хороводным танцем, в XVIII века превратился в парный танец с разнообразными фигурами.
В композиторской практике – самостоятельная пьеса или часть сюиты. Популярности гавота способствовал Ж.Б.Люлли. Гавот встречается в сюитах Куперена, Пахельбеля и особенно И.С.Баха. Композитор Глюк применил этот танец в своей опере "Ифигения в Авлиде". Так же гавот встречается в творчестве Рамо, Корелли, И.X.Баха, Генделя и многих других классических композиторов.
 

   БУРРЕ (от франц. bourrer – набивать, колотить) – старинный французский народный танец.
Изначально был танцем дровосеков, которые, как бы уминая связку дров, периодически резко ударяли подбитыми гвоздями башмаками ("сабо"). В различных областях бытовали бурре 2-дольного и 3-дольного размера с острым, часто синкопированным ритмом. Также различными были и движения танца – более или менее тяжеловесные, парные или хороводные. Аккомпанементом к бурре часто было пение самих исполнителей, игра на волынке, удары каблуками, выкрики.
Во второй половине XVI века проник в Париж и, постепенно преобразившись в соответствии с запросами высшего света, стал придворным танцем. Ввела его при французском дворе Маргарита Валуа (которая, по свидетельству современников, имела красивые ноги; поэтому ввела бурре, в котором подпрыгивали).
С середины XVII века бурре широко используется в профессиональной музыке: вводится в инструментальную сюиту в качестве предпоследней части, следующей за сарабандой.


   РИГОДОН (фр. rigaudon) – старинный парный танец провансальских крестьян, весьма распространённый в XVII–XVIII веках как бальный и сценический танец, а впоследствии занявший своё место и в академической музыке.
Ригодон – танец, выдержанный в двухдольном или четырёхдольном размере, состоящий из трёх-четырёх, но большей частью из трёх восьмитактных частей. Ригодон – танец весёлого жизнерадостного характера, проходящий в скором и очень бодром движении. Начинается с 1/4 затакта, а при окончании захватывает третью четверть.
Чаще всего деревенский ригодон танцевали под самый простейший аккомпанемент (фр. accompagnement, accompagner – сопровождать) игры на скрипке, а также пения танцующих и наблюдающих. Нередко исполнители вместе со зрителями отбивали такт ударными инструментами в виде сабо, деревянных башмаков.
В XVIII веке ригодон оставался наиболее демократичным из всех популярных салонных танцев. Многие танцмейстеры охотно включали его в "бальное меню", чтобы освежить несколько наскучивший ряд обычных церемониальных танцев.

   ПАССАКАЛЬЯ – песня, позднее танец испанского происхождения, первоначально исполнявшийся на улице в сопровождении гитары при отъезде гостей с празднества (отсюда название: pasar – проходить, calle – улица). В XVII веке получила распространение во многих Европейских странах и, исчезнув из хореографической практики, стала одним из ведущих жанров инструментальной музыки. Её определяющие черты: торжественно-траурный характер, медленный темп, 3-дольный размер, минорный лад (одна из разновидностей полифонических вариаций на basso ostinato.

   ПАВАНА – очень медленный, торжественный танец – шествие в двухдольном размере. Название танца связывают с латинским словом "паво", что означает "павлин". Плавные движения, гордые повороты, поклоны действительно напоминали движения павлина и делали танец парадным, величавым. Павану танцевали при плаще и шпаге. Кавалеры, взявшись за рукоять шпаги, приподнимали ее концом плаща наподобие павлиньего хвоста. По описанию историков, богатством своих костюмов и важностью движений танцоры напоминали павлинов, которые медленно выступая, гордо распускают веером свой хвост.


   КОНТРДАНС – старинный народный танец английского происхождения, пользовавшийся огромной популярностью в XVIII–начале XIX веков. Преимущественные размеры: 2/4, 6/8, темп оживленный. Музыка контрдансов, написанная обычно в мажорном ладу, варьировалась очень разнообразно.
Контрданс возник в конце XVI века на основе хороводов и шествий в честь праздника весны (так называемые, танцы вокруг майского дерева). Первоначально, будучи сельским танцем, имел веселый, жизнерадостный и непосредственный характер; в дальнейшем, проникнув в салоны и бальные залы, приобретает некоторую чинность и сдержанность. Но демократичный характер контрданса остается даже при английском дворе королевы Елизаветы, где гости танцуют его вместе со слугами.
Постепенно контрданс получает огромную популярность не только в Англии, но и во многих европейских странах. Так, в 1685 году он появляется в Нидерландах и Франции, а позднее и в России. Наибольшее распространение получил в 1750-1762 гг., вытеснив из быта многие танцы.

   ЧАКОНА (испан. chacona, итал. ciaccona) – инструментальная пьеса, популярная в эпоху Барокко. Представляет собой полифонические вариации на тему, которая в неизменном виде повторяется в басу (basso ostinato); верхние голоса при этом разнообразно варьируются. Чакона схожа с пассакалией, танцем с иным происхождением, но в дальнейшем развитии сблизившаяся с ней. В настоящее время оба термина используются в одинаковом смысле. Первоначально чакона была народным танцем, известным в Испании с конца XVI века. Танец исполнялся в сопровождении пения и игры на кастаньетах, в оживленном темпе, с размером 3/4. Перейдя в XVII веке в придворный балет Франции, чакона приобрела медленный темп, церемонный характер. С XVIII века слово «чакона» стало применяться к нетанцевальным пьесам в форме полифонических вариаций с неизменным басом, близким с пассакалией. Обычно чаконы проникнуты возвышенно-сосредоточенным, иногда трагическим настроением.

  https://vk.com/topic-63228837_29546148

0

3

Немного о танцах XVII века

Опубликовал(а): Viona
Опубликовано: 12.09.2006
(последнее обновление: 04.02.2008)

Составители статьи: Блонская Юлия, Смольнякова Екатерина

Вступление

...Танцы стали играть беспрецедентно важную роль — как социальную, так и политическую — на протяжении всей второй половины семнадцатого века. Будучи искусством социальным, танцы лучшим образом иллюстрировали повсеместное распространение принятых правил поведения. Танец был призван показать человеческое тело, полностью контролируемое танцором. Но кроме этого, танцор теперь представлялся не только как отдельная личность, а как часть группы, присоединяясь к общепринятому, «кодифицированному» языку жестов. Среди аристократии было принято постоянно контролировать позиции своего тела и осанку. Позы и поклоны являлись знаками уважения и одновременно — хорошего происхождения. На балах той эпохи стремились прежде всего блеснуть манерами, хорошим вкусом и связями. Кавалеры не выбирали дам самостоятельно - пары подбирались церемонимейстером. Каждая пара танцевала каждый танец по отдельности, выполняя шаги как можно более аккуратно под пристальными взглядами остальных гостей. Первым общим танцем стала куранта (courant), в исполнении которой принимали участие двенадцать пар танцоров, и которая была любимым танцем Луи XIV. В 1663 году в моду вошел менуэт (minuet), получивший имя «короля танцев». Менуэт требовал трехмесячной подготовки из-за достаточно сложной схемы шагов [1]. «Кто хорошо танцует менуэт, тот все делает хорошо» — так резюмирует буржуазное общество свое отношение к менуэту на рубеже XVIII века [2].

Пожалуй, нигде так не увлекались танцем, так тщательно его не изучали, как во Франции в конце XVII века. При Людовике XIV балы достигли необыкновенного блеска. Они поражали роскошью костюмов и парадностью обстановки. Здесь правила придворного этикета соблюдались особенно строго.

Луи XIV самолично брал уроки танцев на протяжении двадцати лет, и обычно принимал участие во многих придворных балетных постановках, часто в роли Аполлона или Юпитера. Фактически, любой человек от принца до уличного музыканта мог принять участие в подобном костюмированном представлении-маскараде. В них участвовал даже кардинал Мазарини. Поначалу они имели довольно несвязную структуру, где каждый исполнитель вел свою роль так, как сам желал; но вскоре эти балетные постановки стали поручать профессиональным деятелям искусств, таким как композитор Жан-Батист Люлли (1633-1687) [3].

В 1661 году Людовик XIV издает указ об организации Парижской Академии танца. В специальном королевском документе говорится, что Академия призвана способствовать воспитанию хорошей манеры у привилегированных классов, хорошей выправке у военных. Возглавили это учреждение тринадцать лучших учителей, назначенных Людовиком. В задачу Академии входило установить строгие формы отдельных танцев, выработать и узаконить общую для всех методику преподавания, совершенствовать существующие танцы и изобретать новые.

Академия проверяла знания учителей танцев, выдавала дипломы, устраивала вечера и всячески способствовала популяризации хореографического искусства. Новые танцы и движения деятели Академии часто заимствовали у народной хореографии, которая продолжала развиваться своими путями. Члены Академии пользовались рядом привилегий, которые были недоступны другим учителям танцев. И хотя многие из академиков использовали свой высокий пост для личной выгоды, Академия сыграла огромную роль в развитии танцевальной культуры Франции. Особенного расцвета она достигла в период, когда во главе ее стал Луи Бошан — знаменитый балетмейстер и учитель танцев короля. Многие из членов Академии положили начало современной теории танца. К ним относятся Фёлье, Пекур, Маньи, Рамо.

На балах Людовика XV, богатых и красочных, придворный этикет был уже менее строгим. От убранства залов и гостиных, от элегантно-изысканных нарядов и легких танцев веяло утонченной грацией и подчеркнутой манерностью.

По указу Людовика XV вводятся платные общественные балы в здании оперного театра. Первый такой многолюдный публичный бал состоялся в 1715 году.

Народный и бытовой танец Франции XVI-XVII веков сыграл исключительно большую роль в развитии балетного театра и сценического танца. Хореография оперно-балетных представлений XVI, XVII и начала XVIII века состояла из тех же танцев, которые придворное общество исполняло на балах и празднествах. Только в конце XVIII века происходит окончательное разграничение бытового и сценического танцев. Ряд движений, на которых построены гавот, гальярда и особенно менуэт, легли в основу лексики классического танца [4].

Cемнадцатый век явился родоначальником следующих танцев: ригодон, менуэт, гавот, англез, экосез, контрданс, бурре, канари, сарабанда. Кроме них, в обиходе остаются и танцы, ставшие популярными в прошлом веке: аллеманда, пассакалья, чакона, куранта, жига (или джига). В конце семнадцатого столетия появляются также паспье и кадриль.

Но прежде, чем рассмотреть каждый из этих танцев, следует ознакомиться с понятием сюиты, которое во многом определяло музыкально-танцевальные вкусы рассматриваемой эпохи.

Сюита

Сюита (франц. suite, буквально — ряд, последовательность) — 1) циклическое инструментальное произведение из нескольких самостоятельных пьес, для которого характерны относительная свобода в количестве, порядке и способе объединения частей, наличие жанрово-бытовой основы или программного замысла. Термин «сюита» возник в XVI веке во Франции, изначально обозначая цикл из нескольких разнохарактерных бранлей, исполняемый на лютне, а в другие страны проник в XVII-XVIII веках, но до второй половины XIX века большого распространения не получил. Ныне термин является родовым жанровым понятием, имеющим исторически различное содержание, и используется для выделения сюиты среди других циклических жанров (сонаты, концерта, симфонии и др.).

Старинной сюитой XVII-XVIII вв. называются циклы лютневых, а позднее клавирных и оркестровых танцевальных пьес, которые контрастировали по темпу, метру, ритмическому рисунку и объединялись общей тональностью, реже — интонационным родством. В XV-XVI вв. прообразом сюиты послужили серии из трех и более танцев (для различных инструментов), сопровождавших придворные процессии и церемонии, а также парные объединения контрастных танцев (павана — гальярда, пассамеццо — сальтарелло и др.). С середины XVII века танцевальная сюита, утратив прикладное назначение, бытует преимущественно под названиями партита (нем.), lessons (англ.), balletto, sonata da camera, ordre (франц.), а иногда как «собрание клавирных пьес» (Г. Ф. Гендель). В различных национальных школах и у разных композиторов складывается свой типизированный набор и порядок пьес. Наиболее типичной основой для танцевальной сюиты послужил набор танцев, сложившийся в сюитах И. Я. Фробергера: аллеманда — куранта — сарабанда — жига.

Художественных вершин в этом жанре достигли И. С. Бах (французские и английские сюиты, партиты для клавира, для скрипки и виолончели соло) и Г. Ф. Гендель (17 клавирных сюит). В их время сюита уже содержит много частей. Аллеманда предварялась прелюдией, увертюрой, преамбулой, фантазией, токкатой и др. Между курантой, сарабандой, жигой включались другие танцы (иногда по два или с дублем — орнаментальной вариацией) в соответствии с национальными традициями (менуэт, бурре, гавот, паспье, ригодон, мюзет, лур, полонез, форлана, сицилиана, тамбурин, англез, хорнпайп). Также вводились пьесы нетанцевальные (ария, рондо, скерцо, бурлеска, каприччо, чакона, пассакалья), с программными подзаголовками или только обозначениями характера и темпа. В творчестве Ж. Б. Люлли, Г. Муффата, И. С. Баха, Г. Ф. Генделя, Г. Ф. Телемана распространены оркестровые сюиты, чаще называвшиеся увертюрами. Сюиты для клавесина французских композиторов (Ж. Шамбоньер, Ж. А. д'Англебер, Л. К. Дакен, Ж. Ф. Дандриё, Л. и Ф. Куперены, Ж. Ф. Рамо) представляют собой собрания жанрово-пейзажных музыкальных зарисовок (до 20 пьес и больше в сюите). Со второй половины XVIII века старинная сюита вытесняется другими жанрами, и попытки ее возрождения в прежнем виде широкого распространения не получили, однако к сюите обращались с целью стилизации, переосмысливая жанр в соответствии с современными традициями.

Рассмотрим теперь каждый из танцев в отдельности.

Ригодон

Ригодон (франц. rigaudon, rigodon) — французский танец. Музыкальный размер 2/2, alla breve. Включает три-четыре повторяющихся раздела с неравным количеством тактов. Получил распространение в XVII веке. Название, согласно Ж. Ж. Руссо, происходит от имени его предполагаемого создателя Риго (Rigaud). Ригодон — видоизменение старинного южнофранцузского народного хороводного танца. Входил в состав танцевальной сюиты. Использовался французскими композиторами в балетах и балетных дивертисментах опер.
Аллеманда к оглавлению

Аллеманда (франц. allemande, букв. — немецкая; danse allemande — немецкий танец) — старинный танец немецкого происхождения. Как бытовой и придворный танец аллеманда появилась в Англии, Франции и Нидерландах в середине XVI века. Размер двудольный, темп умеренный, мелодика плавная. Обычно состояла из двух, иногда трех-четырех частей. В XVII веке аллеманда вошла в сольную (лютневую, клавесинную и др.) и оркестровую сюиту в качестве первой части, став торжественной вступительной пьесой. Во второй половине XVIII в. под названием «аллеманда» распространился новый немецкий танец в быстром темпе, трехдольного размера.

Менуэт

Менуэт (франц. menuet, от menu — маленький, мелкий; menu pas — маленький шаг) — старинный французский народный танец. Пережив на несколько столетий одновременно с ним возникшие хореографические формы, он сыграл большую роль в развитии не только бального, но и сценического танца. Родиной менуэта считают Бретань, где его исполняли непосредственно и просто. Свое название он получил от pas menus, характерных маленьких шагов. Как и большинство танцев, возник из французского крестьянского бранля — так называемого "бранля Пуату" (из одноименной французской провинции). При Людовике XIV стал придворным танцем (ок. 1660-1670). Музыкальный размер 3/4. Музыку менуэтов создавали многие композиторы (Ж. Б. Люлли, К. В. Глюк). В России менуэт появился в начале XVIII века (менуэты танцевали на ассамблеях Петра I). Первоначально менуэт складывался из двух частей по восемь тактов с повторениями каждой части. Позднее возникли усложненные трехчастные формы. Менуэт появлялся в симфониях, в сонатах, квартетах и других произведениях циклических форм [5].

Как и многие другие танцы, возникшие в народе, менуэт в своей первоначальной форме был связан с песнями и бытовым укладом данной местности. Исполнение менуэта отличалось изяществом и грацией, что немало способствовало его быстрому распространению и популярности в придворном обществе.

Любимым танцем королевского двора менуэт становится при Людовике XIV. Здесь он теряет народный характер, свою непосредственность и простоту, приобретает величественность и торжественность. Придворный этикет наложил свой отпечаток на фигуры и позы танца. В менуэте стремились показать красоту манер, изысканность и грациозность движений.

Аристократическое общество тщательно изучало поклоны и реверансы, часто встречающиеся по ходу танца. Пышная одежда исполнителей обязывала к медленным движениям. Менуэт все больше и больше обретал черты танцевального диалога. Движения кавалера носили галантно-почтительный характер и выражали преклонение перед дамой. Исполнители менуэта двигались по определенной схеме, придерживаясь строгого композиционного рисунка. Схем существовало много, хотя между ними нетрудно найти общие черты. Президент Парижской Академии танца Луи Бошан — учитель Людовика XIV — предложил схему в виде буквы S. Тауберт в своем труде описывает схемы в виде восьмерки, двойки, букв S и Z. Известный танцовщик Пекур, став президентом Академии танцев, настаивает на схеме в виде буквы Z. Постепенно она становится каноничной. При французском дворе менуэт очень скоро стал ведущим танцем. Его называли «королем танцев и танцем королей». Исполнители располагались строго по рангам. В первой паре шли король и королева, после них — дофин с одной из знатных дам. Отсюда возникли названия: менуэт de la Reine и менуэт de Dauphin. Долгое время менуэт исполнялся одной парой, затем число пар стало возрастать. Менуэту обучались долго, несмотря на его незамысловатый основной шаг. Это объясняется тем, что очень трудно давалась манера исполнения. Переход от одного движения к другому должен был совершаться без рывков и в точном ритме, плавно, красиво. Особенно сложной была мужская партия, в которой большую роль играли движения со шляпой. Ее следовало элегантно снять во время реверанса, красиво держать попеременно то в одной, то в другой руке, а затем непринужденно надеть. Руки танцующих, мягкие, пластичные, с красивым изгибом кистей, дорисовывали позы менуэта. В менуэтах XVII века они имели своеобразную позировку: их не полагалось поднимать высоко, соединение рук танцующих должно было происходить мягко, плавно. Медленный менуэт в XVIII веке сменил скорый. Если при исполнении медленного менуэта главным было точное выполнение заранее предусмотренной схемы, то для скорого свойственно ускорение темпа, введение ряда сложных движений; руки разрешалось поднимать высоко в различных позах. В менуэте XIX века изменяются не только движения рук. Музыкальный размер, определяющий характер основного па менуэта, который в XVII веке занимал два полных такта по 3/4, стал занимать один такт .

Гавот

Гавот (франц. gavotte, от провансальского gavoto, букв. — танец гавотов, жителей провинции Овернь во Франции) — старинный французский крестьянский хороводный танец. Музыкальный размер — 4/4 или 2/2, темп умеренный. В XVI веке термином «гавот» обозначали последовательность нескольких двойных бранлей, а также заключительную часть некоторых сюитных бранлей [7]. Французские крестьяне исполняли его легко, плавно, грациозно, под народные песни и волынку. Схема танца — открытый или закрытый круг, участники которого проделывали одни и те же движения. Каждый круг имел ведущую пару из числа лучших танцоров. Кавалер этой пары по своему вкусу варьировал движения, которые затем исполнялись остальными. В конце танца из круга выходила пара, которая продолжала танец. Когда это соло заканчивалось, молодой человек дарил своей партнерше букет цветов. Но гавот XVI века не получил широкого распространения и вскоре был забыт.

В XVII веке гавот стал придворным танцем, приобрел грациозный и жеманный характер. Его пропагандируют не только учителя танцев, но и самые известные художники: пары, исполняющие гавот, переходят на полотна Ланкре, Ватто, изящные позы танца запечатлеваются в фарфоровых статуэтках.

Но решающая роль в возрождении этого танца принадлежит композиторам, которые создают очаровательные мелодии гавота и вводят их в самые различные музыкальные произведения [8].

Вышел из употребления ок. 1830 года, хотя и сохранился в провинции, особенно в Бретани. Типичная форма — трехчастная da capo; иногда средней частью гавота является мюзет. Является постоянной частью танцевально-инструментальной сюиты [9].

Мюзет

Мюзет (франц. musette, основное значение — волынка, от старофранц. muse — дудка) — 1) разновидность французской волынки; 2) гобой-пикколо; 3) органный регистр; 4) французский старинный народный танец. Размер — 2/4, 6/4 или 6/8. Темп быстрый. Исполнялся под аккомпанемент волынки (отсюда и название). В XVIII веке вошел в придворные оперно-балетные дивертисменты.

Англез

Англез (франц. anglaise; danse anglaise — английский танец) — общее название различных народных танцев английского происхождения в Европе (XVII-XIX вв.). По музыке близок к экосезу, по форме — ригодону. Многие композиторы (И. Фишер, Ф. Филидор, И. С. Бах) включали танцы типа англеза в инструментальные сюиты.

Экосез

Экосез, экоссез (франц. ecossaise, danse ecossaise — шотландский танец) — старинный шотландский народный танец. Первоначально музыкальный размер — 3/2, 3/4, темп умеренный, сопровождался волынкой. В конце XVII века появился во Франции, затем под общим названием «англез» распространился по всей Европе. Позднее стал веселым парно-групповым танцем быстрого темпа, в двудольном размере. Особенную популярность приобрел в первой трети XIX века (как разновидность контрданса). Музыкальная форма экосеза представляет собой две повторяющиеся 8- или 16-тактовые части.

Контрданс

Контрданс (франц. contredanse, от англ. country-dance, букв. — деревенский танец) — старинный английский танец. Впервые упоминается в литературе в 1579 г. Возможно участие в контрдансе любого количества пар, образующих круг (round) или две противоположные линии (longways) танцующих. Музыкальные размеры — 2/4 и 6/8. В XVII веке контрданс появился в Нидерландах и Франции, получив наибольшее распространение в середине этого века и оттеснив менуэт. Общедоступность, живость и универсальность контрданса сделали его в последующих столетиях популярным в Европе. Многочисленными разновидностями контрданса стали кадриль, гросфатер, экосез, англез, тампет, лансье, котильон, матредур и другие танцы. Многие мелодии контрдансов впоследствии подтекстовывались, превращаясь в массовые песни; становились основой водевильных куплетов, песен в балладных операх. К середине XIX века контрданс утрачивает популярность, но сохраняется в народном быту (Англия, Шотландия). Возрождается в XX веке.

Бурре

Бурре (франц. bourree, от bourrer — делать неожиданные скачки) — старинный французский народный танец. Возник около середины XVI века. В различных районах Франции бытовали бурре двудольного и трехдольного размеров с острым, часто синкопированным ритмом. С XVII века бурре — придворный танец с характерным чётным размером (alla breve), быстрым темпом, четким ритмом, затактом в одну тактовую долю. В середине XVII века бурре вошел в инструментальную сюиту в качестве предпоследней части. Люлли включал бурре в оперы и балеты. В первой половине XVIII века бурре — один из популярных европейских танцев.

Канари

Канари (франц. canarie; итал. и испан. canario) — бальный и сценический танец. Пользовался популярностью во Франции и Италии в XVI-XVII вв. Происхождение названия не вполне ясно; одна из версий — от народного танца Канарских островов, проникшего во Францию через Испанию [10]. Описания его весьма противоречивы, т. к. он постоянно претерпевал видоизменения, превратившись, в конце концов, в «шакон» — один из любимых танцев Луи XIII [11]. Темп быстрый, музыкальный размер 3/8, 6/8 или 3/4, первая доля такта почти всегда пунктированная. Состоит из двух повторяющихся периодов по восемь тактов. В XVII веке вошел в профессиональную музыку, сблизившись с жигой. Канари использован в операх Люлли, Перселла, в оркестровых сюитах, в клавирной музыке Шамбоньера и Куперена.

Сарабанда

Сарабанда (испан. zarabanda) — старинный испанский танец. Упоминается с 1569 года. В 1583 году запрещен в Испании. В эпоху Возрождения исполнялся озорно, темпераментно, под аккомпанемент барабана, кастаньет, гитары, сопровождался пением. Музыкальный размер 3/4. Первый печатный образец сарабанды содержится в «Nuova inventione d'intavolatura» Дж. Монтесардо (1606, Флоренция). С 1618 в Испании — придворный танец, приобретший торжественный, величественный характер. Во Франции с середины XVII в. сарабанда уподобилась менуэту; получила распространение также как инструментальная пьеса. В XVII веке в европейских странах сосуществовали различные виды сарабанды (в характере торжественного шествия и более подвижный). Для жанра сарабанды характерен трехдольный метр (3/4 или 3/2) с акцентом на второй доле такта, медленный темп.

Пассакалья

Пассакалья (ит. passacaglia; исп. pasacalle, от исп. pasar — проходить и calle — улица) — песня, позднее танец испанского происхождения, первоначально исполнявшийся на улице в сопровождении гитары при отъезде гостей с праздненства (отсюда и название). В XVII веке пассакалья получила распространение во многих европейских странах и, исчезнув из хореографической практики, стала одним из ведущих жанров инструментальной музыки. Её определяющие черты: торжественно-траурный характер, медленный темп, трехдольный метр, минорный лад.

Чакона

Чакона (исп. chacona; ит. ciaccona; возможно, звукоподражательное происхождение) — первоначально народный танец, известный в Испании с конца XVI в. Музыкальный размер 3/4 или 3/2, темп живой. Сопровождался пением и игрой на кастаньетах. Со временем чакона распространилась по Европе, стала медленным танцем величавого характера, как правило в миноре, с акцентом на второй доле. В Италии чакона сближается с пассакальей, обогащаясь вариациями. Во Франции чакона становится балетным танцем. Люлли ввел чакону в качестве заключительного номера в финал сценических произведений. В XVII-XVIII вв. чакона включается в сюиты и партиты. Во многих случаях композиторы не делали различий между чаконой и пассакальей. Во Франции оба названия использовались для обозначения произведений типа куплетного рондо. Чакона имеет много общего также с сарабандой, фолией, английским граундом. В XX в. практически перестала отличаться от пассакальи [12].

Куранта

Куранта (франц. courante, букв. — бегущая) — придворный танец итальянского происхождения. Получил распространение на рубеже XVI-XVII вв. Первоначально имел музыкальный размер 2/4, ритм пунктирный, танцевали ее вдвоем с легкой припрыжкой при прохождении вокруг залы, кавалер держал даму за руку. Казалось бы это совсем просто, однако требовалась достаточно серьезная подготовка, чтобы куранта была благородным танцем с красивыми жестами и правильными соразмеренными движениями ног, а не заурядным образцом пешего хождения по зале. В этом умении «ходить» (древние греки употребляли глагол «шествовать») заключался секрет куранты, которая явилась родоначальницей многих других танцев. Кто хорошо танцевал куранту, тому казались легкими и все остальные танцы — ее можно назвать грамматической основой танцевального искусства. В другой форме куранты кавалер и дама двигались самостоятельно. Отсюда возникла куранта с фигурами — Courante figuree. Любимая из фигурных курант выглядела так: три кавалера брали за руки трех дам и вели их под музыку на другой конец залы, оставив дам, один из кавалеров припрыгивал, делал разные жеманные жесты с грациозными движениями и снова подходил к одной из дам с предложением следовать за ним. То же делали и другие кавалеры. Получив отказ, они становились на колени перед дамами. Те, поколебавшись, подавали руки, и тут начиналась настоящая куранта, то есть хождение вокруг залы. Шествие вскоре временно прекращалось, чтобы кавалеры и дамы могли блеснуть красотою движений и изяществом манер. В XVII веке в Париже в танцевальной академии разработали куранту, которая стала прототипом менуэта, впоследствии вытеснившего свою прародительницу. Изначально, как уже говорилось, куранта исполнялась с припрыжкой, позднее — мало отделяясь от земли (terre a terre). По своему происхождению, по одной версии, куранта чисто французский танец, по другой, принесен в Париж из Италии, где был известен под именем Corrente («течение воды»), вследствие того, что при его исполении наблюдалось плавное колебание колен, при медленных скользящих движениях ног, напоминавших рыбу, нежно опускающуюся в воду и затем снова поднимающуюся на поверхность [13]. Отличительными чертами французского вида куранты являются умеренный темп, размер 3/2 или 6/4, частая смена ритмических группировок, характер торжественный, плавный; итальянская же куранта имеет быстрый темп, постоянный музыкальный размер 3/4 или 3/8. В профессиональной музыке куранта сохранялась до первой половины XVIII в. (инструментальные сюиты Баха, Генделя). Обычно куранта начинала все танцевальные вечера, впоследствии ее место занял «польский» танец [14].

Жига

Жига (франц. gigue; англ. jig; нем. Gigue) — быстрый старинный народный танец кельтского происхождения, сохранившийся в Ирландии. Первоначально жига была парным танцем. Пьесы под этим названием встречаются уже в XVI в. В XVII в. танец стал популярным в странах Западной Европы. В лютневой музыке Франции XVII в. получила распространение жига в четырехдольном размере. В различных странах, в творчестве разных композиторов жига приобретала разнообразные формы и размеры — двудольные, трехдольные, четырехдольные [15].

Паспье

Паспье (франц. passe-pied) — старинный французский танец, возникший, по-видимому, в Северной Бретани. В народном быту музыка танца исполнялась на волынке или пелась. Крестьяне Верхней Бретани издавна знали этот темпераментный танец. В конце XVI века пасспье становится очень популярным. В праздничные дни экспансивные парижане охотно отплясывали его на улице. На французских придворных балах пасспье появляется в самом конце XVI столетия. В первой половине XVII века его начинают танцевать в различных салонах Парижа. Музыкальный размер придворного пасспье 3/4 или 3/8, начинается с затакта. Пасспье близок к менуэту, но исполнялся в более быстром темпе. Теперь этот танец включал множество мелких, подчеркнуто ритмичных движений. Во время танца кавалер должен был с необыкновенной легкостью снимать и надевать шляпу в такт музыке. Паспье включался в инструментальную сюиту между ее основными танцевальными частями (обычно между сарабандой и жигой). В балетных номерах опер пасспье использовали композиторы Кампра, Рамо, Глюк и др. В 1890 году Жорж Дера опубликовал композицию «Пасспье de la Reine». Она состояла из восьми фигур, включающих большое количество трудных, часто повторяющихся движений [16].

Кадриль

Кадриль (франц. quadrille, от испан. cuadrilla, букв. — группа из четырёх человек, от лат. quadrum — четырехугольник). Танец, распространённый у многих европейских народов. Строится из расчета на четыре пары расположенные квадратом. Музыкальный размер, как правило, 2/4. Состоит из пяти-шести фигур, каждая имеет свое название и сопровождается особой музыкой. С конца XVII до конца XIX в. кадриль была одним из наиболее популярных салонных танцев [17].

© 2006–2022 Санкт-Петербургский Клуб Старинного Танца

http://historicaldance.spb.ru/index/art … eral/aid/2

0

4

Мерлезонский балет

Мерлезо́нский балет (часто также Марлезо́нский балет, от фр. Le ballet de la Merlaison, букв. «Балет дроздования», то есть «Балет об охоте на дроздов») — балет в 16 актах, поставленный королём Франции Людовиком XIII. Традиция проведения подобных придворных балетов появилась во Франции во время правления Генриха III и переживала расцвет в эпоху Людовика XIII[1]. Эти балеты исполнялись членами королевской семьи, придворными, профессиональными танцорами и были красочными представлениями, часто сочетавшими хореографию, вокальную и инструментальную музыку, поэзию и театр.

Мерлезонский балет был исполнен 15 марта 1635 года в замке Шантийи и 17 марта в аббатстве Ройомон. Людовик XIII, с детства увлекавшийся музыкой и танцами и получивший прекрасное музыкальное образование, выступил автором всех составляющих Мерлезонского балета (сюжет, музыка, хореография, эскизы декораций и костюмов). За сюжетную основу балета была взята охота на дроздов — одно из любимых развлечений короля. Сам Людовик исполнил в балете две небольшие роли: торговки приманками (в 3-м акте) и крестьянина (в 13-м акте).

Музыка к балету

В 1967 году американским лейблом Nonesuch Records (англ.) была выпущена пластинка (каталожный номер H-71130) с музыкой к одиннадцати актам балета в исполнении Парижского ансамбля старинных инструментов (фр. Groupe d'instruments Anciens de Paris) под управлением Роже Котта (фр. Roger Cotte) и инструментального ансамбля под управлением Жака Шайе (фр. Jacques Chailley). Запись продолжительностью 12 мин. 39 сек. содержит следующие части (entrée — антре, выходы артистов):
Ballet de la Merlaison, Nonesuch Records.jpg

    Les Flamands — «Фламандцы»
    Les pages — «Пажи»
    Les Lorrains — «Лотарингцы»
    Les picoreurs — «Ловчие»
    Thomas le boucher — «Тома́ Мясник»
    Les arbalestriers — «Арбалетчики»
    Les Nobles — «Дворяне»
    Les fermiers — «Крестьяне»
    Le Roi — «Король»
    Le printemps — «Весна»
    Grand ballet — «Большой балет»

Кроме Мерлезонского балета, на пластинке были представлены ещё несколько произведений Людовика XIII, а на второй стороне — произведения Марка Антуана Шарпантье.

Реконструкция балета
В 2011 году балет был восстановлен компанией «Блеск муз» (фр. L’Eclat des Muses), хореограф Кристин Бейль (фр. Christine Beyle), выпустившей DVD с записью спектакля

https://ru.wikipedia.org/wiki/Мерлезонский_балет

0