Медам и месье! Добро пожаловать во Францию времен Людовика XIII! Вас ждет незабываемый мир дворцовых и любовных интриг, где судьбы героев причудливо переплетаются друг с другом...

В нашей игре есть место как знатокам отыгрываемой эпохи, так и тем, кто знакомится с миром впервые. Добро пожаловать!
Время в игре:
1624 - 1642 г.
Реальное время
- 1637
Правление
кардинала Ришелье
Королевский Совет:
Сюжет
Правила
Объявления администрации
Нужные
Ваши вопросы

Le Grand Siecle: 18+. Жизнь французского дворянства

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Le Grand Siecle: 18+. Жизнь французского дворянства » Для гостей » Историческая библиотека » Политические законодательные собрания


Политические законодательные собрания

Сообщений 1 страница 3 из 3

1

Генеральные штаты (Франция)

Генера́льные шта́ты во Франции (фр. États Généraux) — высшее совещательное учреждение сословного представительства страны в 1302—1789 годах.

Предшественниками Генеральных штатов были расширенные заседания королевского совета (с привлечением городских верхов), а также провинциальные ассамблеи сословий (положившие начало провинциальным штатам). Первые Генеральные штаты были созваны в 1302 году, в период конфликта Филиппа IV Красивого с папой римским Бонифацием VIII.

Генеральные штаты являлись представительным органом, созываемым по инициативе королевской власти в критические моменты для оказания помощи правительству. Основной их функцией было вотирование налогов. Каждое сословие — первое, второе, третье сословие — заседало в Генеральных штатах отдельно от других и имело по одному голосу (независимо от числа представителей). Третье сословие было представлено верхушкой горожан.

Значение Генеральных штатов возросло во времена Столетней войны 1337—1453 годов, когда королевская власть особенно нуждалась в деньгах. В период народных восстаний XIV века (Парижское восстание 1357—1358, Жакерия 1358) Генеральные штаты претендовали на активное участие в управлении страной (подобные требования выразили Генеральные штаты 1357 года в «Великом мартовском ордонансе»). Однако отсутствие единства между городами и их непримиримая вражда с дворянством делали бесплодными попытки французскими Генеральными штатами добиться прав, которые сумел завоевать английский парламент.

В конце XIV века Генеральные штаты созывались всё реже и часто заменялись собраниями нотаблей. С конца XV века институт Генеральных штатов пришёл в упадок в связи с начавшимся развитием абсолютизма, с начала XVI века они вообще не созывались (известное оживление их деятельности наблюдалось в период Религиозных войн — Генеральные штаты созывались в 1560, 1576, 1588, и 1593 годах).

С 1614 до 1789 года Генеральные штаты снова ни разу не собирались.

https://ru.wikipedia.org/wiki/Генеральные_штаты_(%D0%A4%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%86%D0%B8%D1%8F)

0

2

Парламенты во Франции

Парламенты (parlements) — высшие суды во Франции XV-XVIII веков (период Старого порядка), образованные в 13 областях Франции по образу и подобию Парижского парламента, юрисдикция которого продолжала распространяться почти на половину территории страны.

Состав

Первый элемент в составе парламентов составляли их постоянные члены — назначенные советники, изучившие право. В числе их были рыцари, клерки и особенно много лиц, принадлежавших к третьему сословию. Они все своё время посвящали парламенту, получали жалованье и пользовались некоторыми доходами от тяжущихся. Первоначально они назначались королём, но потом (в XVI в.) окончательно утвердилась продажа парламентских мест. Владелец места в парламенте пользовался правом перепродать его другому лицу, но лишь доказавшему своё знакомство с правом.

Второй элемент парламентов — почётные члены его, являвшиеся на заседания лишь в случае надобности (conseillers d’honneur). К числу их принадлежали принцы королевского дома (в парижском парламенте), духовные и светские пэры Франции (присутствие их было необходимо, когда судился пэр), некоторые должностные лица (напр., в парижском парламенте — губернатор Парижа) и представители высшей церковной иерархии (напр., в парижском парламенте — аббаты монастырей Клюни и Сен-Дени, в Руанском — архиепископ руанский).

Члены парламента пользовались многими привилегиями. Они составляли своего рода знать (noblesse de robe) и передавали своё достоинство потомственно (если занимали место в парламенте два поколения подряд). Они были освобождены от военной службы, от постоя и от многих налогов. В торжественных случаях члены парламента надевали особое одеяние красного цвета (духовные — фиолетового) и особую шапочку. Во главе всего парламента стоял первый президент, место которого никогда не продавалось, во главе отдельных палат — по нескольку президентов.

Структура

В структуре парламента выделялось несколько палат, или камер:

    Grande chambre, иногда просто называвшаяся le Parlement — исторически первая, большая, или высшая палата;
    Chambre des Enquêtes — следственная палата, которая разбирала те дела, которые могли быть разрешены лишь на основании данных, собранных следствием; решения этой палаты, как правило, объявлялись на заседании большой палаты;
    Chambres des Requêtes — палаты прошений, где разбирались дела привилегированных граждан, имевших право судиться прямо в парламенте, минуя низшие инстанции.
    La Tournelle или Chambre Сriminelle — уголовная палата;
    Chambre des Vacations — заседала во время судебных вакаций)
    Chambre de l’Edit — создана в силу Нантского эдикта для разбирательства дел гугенотов и просуществовала до правления Людовика XIV;
    Chambre ardente — особая палата для суда над еретиками, создана в 1548 г.

Компетенция

В компетенцию парламентов входили:

    дела по апелляциям на судебные решения других судебных инстанций, подчиненных парламентам;
    дела, разбиравшиеся парламентами в качестве суда первой (и последней) инстанции, — как правило, с участием, пэров Франции, высшего дворянства и духовенства, университетов, городов, отдельных капитулов.
    дела, затрагивавшие интересы короны, касавшиеся доменов, регалий и т. п.

Список парламентов
1250 — Парижский парламент
1422 — Парламент Доля (фр. Parlement de Dole) передан в 1676 в Безансон
1443 — Тулузский парламент (фр. Parlement de Toulouse)
1451 — Парламент Бордо (фр. Parlement de Bordeaux)
1453 — Гренобльский парламент (фр. Parlement de Grenoble) или парламент Дофине
1477 — Дижонский парламент (фр. Parlement de Dijon)
1499 — Парламент Нормандии (фр. Parlement de Normandie) в Руане
1501 — Парламент Прованса (фр. Parlement d'Aix) в Эксе
1523 — Парламент Домба (фр. Parlement de Dombes); позднее Лионский
1553 — Парламент Бретани
1622 — Парламент По (фр. Parlement de Pau)
1633 — Мецский парламент (фр. Parlement de Metz)

Первые парламенты, как, например, Нормандский, возникли на базе существовавших и ранее органов феодального судопроизводства и в известной степени наследовали их традиции. С течением времени парламенты стали смотреть на себя как на охранителей установившегося во Франции порядка, как на защитников интересов страны (главным образом, третьего сословия, выходцами из которого являлось большинство состава парламентов) и даже как на блюстителей самих прав короны.

Эти воззрения находили много сторонников, особенно с тех пор, как монархия перестала прибегать к созыву генеральных штатов. Парламенты казались многим единственной сдержкой постоянно усиливавшегося всевластия королевских чиновников и как бы заменой генеральных штатов. Следствием стал ряд столкновений парламентов с королевской властью, принимавших подчас очень острые формы (см. Парламентская фронда). С началом Великой Французской революции (1789) все парламенты были распущены.

https://ru.wikipedia.org/wiki/Парламенты_во_Франции

0

3

Кодекс Мишо 1629 года

В январе 1629 года был принят так называемый «Кодекс Мишо» – первый свод законов во Франции (Людовик XIII настоял на его утверждении, проведя заседание в Парламенте со своим участием). Он получил свое название по имени составителя, канцлера Мишеля де Марильяка, и представлял собой систематизированное собрание правил и установлений, принятых в разное время Генеральными штатами и ассамблеями нотаблей.

Весь кодекс был построен на идее королевской власти как единственной и неоспоримой. Государство имело суверенные права в области финансов, внутренней и внешней политики. Губернаторы, вельможи и провинциальные чиновники не могли по собственной инициативе повышать существующие налоги или вводить новые, рекрутировать солдат, копить оружие и порох, укреплять крепости и замки, созывать открытые и тайные ассамблеи. В кодексе содержалось важное новшество, дорогое сердцу Ришелье: дворянство могло участвовать в торговых компаниях и становиться судовладельцами, не лишаясь своего статуса; с другой стороны, представители третьего сословия, ведущие оптовую торговлю или довольно долгое время снаряжающие крупнотоннажные суда, могли получить дворянство. Таким образом, труд в буквальном смысле слова мог возвысить человека. Но на деле молодые буржуа, сыновья судовладельцев и купцов, бросали «бизнес» ради дворянского титула или должности магистрата и вкладывали деньги не в торговлю, а в приобретение земли или откупа.

П.П. Черкасов. "Кардинал Ришелье"

"Важнейшее место в деятельности министра-кардинала занимали вопросы гражданской администрации. Считая себя продолжателем дела Генриха IV, Ришелье насаждал централизацию, энергично борясь с сословным и провинциальным партикуляризмом. Он мечтал дать стране единые законы и единую, строго организованную администрацию. Под его непосредственным руководством и при самом активном участии началась работа по систематизации законодательных актов, продолжавшаяся до конца 1628 года.

В январе 1629 года Людовик XIII подписал ордонанс, получивший название "кодекса Мишо" (по имени хранителя печати Мишеля де Марильяка, считавшегося составителем этого документа). Действительным же его вдохновителем и редактором был кардинал Ришелье. Основные идеи "кодекса Мишо" можно найти во многих памятных записках, подававшихся кардиналом Людовику XIII, а также в его "Политическом завещании". По мнению Габриэля Аното, "кодекс Мишо" - "это первый опыт кодификации законов" во Франции. Он представлял собой систематизированное собрание правил и установлений, принятых в разное время Генеральными штатами и ассамблеями нотаблей, включая последнюю ассамблею 1626-1627 годов.

Красной нитью через "кодекс Мишо" проходит идея о королевской власти как о единственной, бесспорной власти во Франции. В нем подтверждались суверенные права государства в области финансов, во внутренней и внешней политике. Кодекс запрещал губернаторам, грандам и провинциальным чиновникам по собственной инициативе повышать налоги или вводить дополнительные обложения, осуществлять набор солдат, накапливать оружие и порох, укреплять крепости и замки, созывать открытые и тем более тайные ассамблеи - одним словом, делать все, что могло бы представлять угрозу для внутреннего мира и безопасности страны" (П.П.Черкасов, стр.221).

"Перед мощной оппозицией "кодексу Мишо" Ришелье не оставалось ничего другого, как уповать на энергию его доверенных лиц в центральной и провинциальной администрации. Процесс формирования разветвленной бюрократической структуры был еще в начальной стадии, и Ришелье мог опираться не столько на аппарат, сколько на преданных ему людей. "В конце концов, необходимо признать, - отмечает современный французский историк Виктор Тапье, - что он (Ришелье) управлял главным образом при помощи людей, а не через посредство институтов" (П.П.Черкасов, стр.222).

0


Вы здесь » Le Grand Siecle: 18+. Жизнь французского дворянства » Для гостей » Историческая библиотека » Политические законодательные собрания